Антикоррупционное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Антикоррупционное образование

 

     Цели антикоррупционного образовании

     Цель антикоррупционного образования -- формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Еще одна цель антикоррупционного воспитания -- воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:

· дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

· научиться распознавать коррупцию;

· сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

· сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

· стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

· формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

То есть основная цель антикоррупционного образования - формирование социальной компетентности, в узком смысле слова - формирование антикоррупционной компетентности.

Ожидаемый результат -- сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда -- социальные дисциплины: обществознание, история, экономика, этика и т.п.

Связи с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

* отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

* антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках права, обществознания;

* обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

* педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

  •     Антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.

Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.

Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования.

Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников.

Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, нравственным и мировоззренческим основам мировых религий.

В рамках формального (урочного) подхода особое место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины - история и обществознание (включая экономику и право).

Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит в решении проблемы воспитания уважения к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль.

Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы воспитываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. В процессе обучения истории, граждановедению, обществознанию формируется не только личность ученика, формируется будущий мир, в который он войдет как активная сила - в этом огромная созидательная ценность социологического знания, в целом, и исторического знания, в частности.

Общество - необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса в астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.

Коррупция, как и преступная деятельность вообще, -- это вопрос выбора. Учителя истории и обществознания формируют будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать, или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А где этому научиться как не на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели.

  Полезность исторического знания заключается именно в способности увидеть будущие проблемы России через призму закономерностей ее прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духовности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоидентификации.

Сущность и принципы антикоррупционного образования

Преемственность. Данный принцип должен рассматриваться в качестве ключевого при реализации антикоррупционного образования, поскольку не должно быть аниткоррупционое образование только в младших классах или только в старших классах, воспитание ученика и гражданина продолжается непрерывно весь процесс обучения, поэтому, в разных формах, но на каждом этапе уровень и методы проведения уроков, посвященных антикоррупционному образованию должны быть свои. Недопустимо повторение

Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали. Без системности нет единого целого, это давно доказано в научной среде, даже самые гениальные люди, не пользовавшиеся системой, достигали меньших результатов, чем менее одаренные люди, но занимающиеся упорно и по определенной системе.

Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

Учет возрастных особенностей. Принцип учета возрастных особенностей необходим для правильной работы с материалом и детьми, поскольку уровень восприятия младших и старших классов весьма различен, и проводить антикоррупционные мероприятия без существенной дифференциации подготавливаемого материала зачастую не только бессмысленно, но и опасно, поскольку к некоторым реалиям нашей жизни ученики младших классов бывают просто не готовы, и это может вызвать у них нервное перенапряжение.

Интегрированность в образовательный процесс. Борьба с коррупцией не должна быть оторвана от общего образовательного процесса, идеальным вариантом является включение элементов антикоррупционного образования в процесс обучения школьников и студентов, это позволяет достичь наибольшей эффективности в области борьбы с коррупцией и эффективного антикоррупционного образования.

Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Основными направлениями антикоррупционного образования являются следующие направления деятельности:

  •  Преодоление правового нигилизма.

Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

  •  Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

  •  Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции.

В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

  •  Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер - не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.

Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА У ВАС ВЗЯТКИ?

 

  САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ – при первой возможности обратиться с устным или письменным сообщением в правоохранительные органы по месту Вашего жительства (районные, городские) или в их вышестоящие органы:

  Прокуратура Свердловской области Адрес: Екатеринбург, 620219, ул. Московская, 21.

  Телефон: (343) 376-82-61

  Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области Адрес: Екатеринбург, 620014, ул. просп. Ленина, 15.

  Телефон: (343) (343) 358-71-61

  Ответственность за преступления коррупционной направленности

  Памятка по противодействию коррупции

    "Телефон доверия" по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений в Администрации Губернатора Свердловской области и Аппарате Правительства Свердловской области

    "Телефон доверия" – это канал связи с гражданами и организациями, созданный в целях получения информации о ставших известными вам конкретных фактах коррупционных проявлений в деятельности государственных гражданских служащих Администрации Губернатора Свердловской области и Аппарата Правительства Свердловской области и принятия мер оперативного реагирования в целях противодействия коррупции и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

     НОМЕР "ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ" – (343) 370-72-02.

 

Дата последнего обновления страницы 03.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»